Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста. 2 страница

Благодаря взрослому ребенок входит в мир предметов. Он усваивает постоянное назначение предметов, закрепленное за ним обществом. Тем не менее, ребенок пытается опробовать это предмет и в других ситуациях.

Это происходит постепенно. Отделение действия от предмета, в результате которого дети раннего возраста приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующими ему предметами или использовать предмет не по прямому назначению.

Таким образом, связь действия с предметом проходит три фазы развития. На первой с предметом могут выполняться любые известные ребенку действия. На второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению. На третьей фазе происходит как бы возврат к старому, свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета.

В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых для него ситуациях, при встрече с новыми предметами. Если раньше, получая незнакомый предмет, ребенок действует с ним всеми известными ему способами, то сейчас его ориентировка направлена на выяснение, для чего нужен этот предмет и как им пользоваться.

Помимо предметов с фиксированными функциональными назначениями и способами действия (посуда, одежда, мебель и т.д.), закрепленными исторически в культуре, существуют и так называемые полифункциональные предметы (игрушки). В игре ребенка эти предметы могут замещать другие предметы. Ребенок открывает возможности применения таких предметов чаще всего с помощью взрослого.

Из числа действий, которыми овладевает ребенок в раннем детстве, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия

, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения. Это, например, складывание пирамидок из колец, использование всяческих сборно-разборных игрушек, закрывание коробок крышками.

Способы выполнения соотносящих действий, которые формируются у ребенка, зависят от особенностей обучения. Если взрослые дают только образец действия, многократно собирая и разбирая пирамидку, то ребенок

Скорее всего, запомнит место, где должно находиться каждое кольцо. Если взрослые фиксируют внимание ребенка на ошибках и их исправлениях, то ребенок начнет действовать путем проб.

Орудийные действия - это действия, в которых один предмет- орудие - употребляется при воздействии на другие предметы.

Сначала ребенок знакомится с употреблением только простейших орудий - ложка, чашка, лопатка и т.д. Орудийные действия, которыми овладевает ребенок раннего возраста, весьма несовершенны. Они продолжают обрабатываться в дальнейшем. Усвоение принципа орудийного действия дает ребенку возможность в некоторых ситуациях переходить и к самостоятельному употреблению предметов в качестве простейших орудий.



22. Развитие речи ребенка раннего возраста.

Речь – это один из наиважнейших параметров оценки развития высшей нервной активности ребенка. Её развитие начинается с первого месяца жизни малыша, и активно продолжается до возраста 5-6 лет.

Этапы развития речи

Существуют три основных этапа развития детской речи (у ребенка до года):

гуление;

лепет;

первые слова.

С рождения малыш не наделен способностью говорить, и для того чтоб привлечь к себе внимание мамы - он кричит. Постепенно, параллельно с миелинизацией (развитием) мозга появляются и новые возможности: к 5-6 неделе жизни ребенок начинает «агукать», то есть произносить простые звуки вместе (к примеру: а, гу-у, э-э-э). Это, по сути, и называется гулением, и составляет важный этап развития речи детей раннего возраста. В течение последующих месяцев вы заметите, что малыш стал «агукать» продолжительнее, а к четырем-пяти месяцам и вовсе гулит разными звуками.

С шести месяцев ребенок начинает повторять отдельные слоги, например «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «гу-гу-гу» и т.д. Также, по мере развития вы отметите, что малыш повторяет ваши интонации, но пока «разговаривает» на своем языке.

К концу первого года жизни, ребенок произносит от 8 до 14 слов, смысл которых он понимает (мама, баба, дай, нет). К двум годам жизни развивается связная речь у детей – в их словаре к этому возрасту около 200 слов. К трем годам ребенок начинает понимать, как использовать времена, падежи.

Как мы подметили чуть выше, развитие речи детей раннего возраста является важным критерием его нервно-психического состояния. Но что делать, если ваш ребенок не спешит начинать разговаривать. Как развить речь в раннем возрасте?

Что делать для развития речи в раннем возрасте?

Первые два этапа развития речи – гуление и лепет следуют один за другим, и происходят произвольно у ребенка. Но, для того чтоб дальше малыш шел «в ногу» с нормальным развитием – с ним нужно заниматься.



Как минимум – это много разговаривать с ребенком, четко, без того чтоб коверкать слова, объясняя что вы делаете, проговаривая названия игрушек, предметов. Конечно же, этот метод будет действовать, в случае если ребенок здоров, спокоен и в хорошем настроении. Ко всему, детские педиатры отметили, что чем более развит ребенок с физической точки зрения – тем лучше у него способности к формированию речи. То есть ему будет проще освоить активную речь.

Но что делать, если вы занимаетесь дома с малышом, по всем срокам он уже должен заговорить – но этого не происходит. Стоит ли бить тревогу?

Ответ на этот вопрос можно получить, проконсультировавшись с опытным логопедом, ЛОРом и неврологом. Если патология исключена, приступайте к занятиям самостоятельно.

Развитие связной речи у детей

Для того чтоб развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае вы сможете добиться результата.

Принципы, на которых основывается работа с ребенком:

в раннем возрасте, ребенок старается во всем подражать взрослому, поэтому, для продуктивности работы, играйте с ним во «взрослые» игры. Покачайте лялю, «посадите» цветочек в песок, постройте из кубиков дом. При этом нужно четко проговаривать названия, чтоб ребенок, повторяя ваши действия, приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать;

малыш будет обучаться, только если знания будут представлены ему в форме игры, а так же, когда он будет находиться в хорошем расположении духа;

развитие связной речи детей раннего возраста

для того чтоб ребенок что-то запомнил, нудно повторять одни и те же слова много раз. Только таким образом в его памяти закрепятся новые слова;

играйте в игры, которые соответствуют опыту малыша – про вещи, с которыми он уже сталкивался. Например, нет смысла учить его говорить «му», если ребенок никогда не видел коровы. Перед занятиями, ознакомьте малыша с темой, и только после этого приступайте;

ребенку сложно длительное время концентрировать внимание – постарайтесь сделать ваши игры короткими, но информативными;

хвалите ребенка. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку.

Источник: http://womanadvice.ru/razvitie-rechi-detey-rannego-vozrasta#ixzz40s2M3lJv

Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни

23. Особенности внимания и памяти в раннем возрасте.

Память существует у ребенка с момента рождения. Без этого было бы невозможно какое-либо развитие. Мозг ребенка особо пластичен, он с легкостью запечатлевает получаемый опыт. Если мы посмотрим, какое огромное количество новых действий усваивает ребенок за первые три года его жизни, то поразимся объему его памяти. Достаточно напомнить, что в течение полутора лет дети практически полностью овладевают родным языком.

В усвоении первоначального опыта принимают участие двигательная, эмоциональная и образная память. Но преобладающий вид памяти в этот период двигательная и эмоциональная. Ребенок лучше запоминает то, что сделал и почувствовал – собственные движения, действия, переживания.

Память в раннем возрасте становиться ведущей функцией познания. Представления о свойствах предмета, их назначение, возникающие в результате практических действий ребенка, его восприятия, мышления и воображения, закрепляются в памяти и только поэтому могут служить средствами дальнейшего познания.

Первые проявления памяти наблюдаются в 2-3 месяца. Мы говорили, какую огромную роль играет взрослый для развития ребенка 1-го года жизни. И именно лицо взрослого – это первый «предмет», запоминаемый ребенком. Уже в 2-3 месяца ребенок узнает лицо матери, а затем и лица других окружающих его близких людей, к 5-6 месяцам малыш хорошо отличает «своих» от «чужих». Чуть позже, чем лица людей, дети начинают запоминать предметы. Интересно, что именно во втором полугодии дети как бы сами открывают в себе новую способность – помнить. И малыши проверяют эту способность в одной из любимых игр в этом возрасте – в игре в «прятки» (здесь и замирание от вашего исчезновения, и ожидания «чуда» появления, и радость узнавания). Подобные игры могут не только радовать детей, но и развивать их память. Вы можете взять несколько игрушек и поиграть с ребенком в прятки. На глазах у ребенка вы прячете одну из игрушек за спинку кроватки. Затем достаете либо эту же самую игрушку, либо другую. По реакции ребенка вы можете судить о том, запомнил ли он спрятанное или нет. В одном случае это будет ярко выраженная радость узнавания, в другом – явное недоумение. Если ребенок затрудняется в этой игре, можно помочь ему, называя игрушку, словом, подчеркивая появление той же самой или другой игрушки. В тех случаях, когда ребенок безошибочно узнает спрятанное, необходимо несколько усложнить задание. Например, вместо спрятанного зайчика показывайте совсем другие игрушки, а затем покажите другого зайчика (плюшевого, резинового). Можно усложнить игру, увеличивая время от момента исчезновения игрушки до момента ее появления. Сначала спрятанный за спину зайчонок появляется из-за спинки кровати сразу, а затем через 10-15 секунд.

Годовалому ребенку можно предложить найти игрушку по памяти. Например, покажите шарик, затем, убрав его, попросите ребенка найти такую же игрушку между 2-3 игрушками. Подобные игры, как и предыдущие, можно усложнять, увеличивая количество (до 5-6) и степень схожести (не просто разные по назначению, но и отличающиеся по величине, цвету предметы) игрушек для отбора, а также увеличивать время (до 5-10 секунд) от показа и игрушки до начала ее поиска.

От 1 до 3 лет память малыша значительно развивается. Если до года ребенок не видел мать или других близких людей 2-3 недели, то он, как правило, не узнает их и реагирует сначала как на посторонних. Уже к 2 годам малыш узнает близких и после нескольких недель разлуки, около 3 лет – после нескольких месяцев, а к четырем годам – после разлуки, длящийся около года.

Однако память младшего дошкольника не претерпевает еще каких-либо качественных изменений и имеет 2 специфические особенности:

- первая особенность заключается в том, что память носит непроизвольный характер. Сущность непроизвольного характера памяти ребенка заключается в том, что дети этого возраста сохраняются и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий с их стороны. Мы уже отмечали, что малыши легко заучивают понравившиеся им стихи и песни. Но попробуйте предложить запомнить и повторить 3-летнему или даже 4-летнему малышу названные вами 5-7 слов, и вы увидите, что большинству детей это не под силу. Ребенок в этом возрасте запоминает обычно около 2 слов. А если материал для запоминания дать в виде картинок или реальных предметов, то малыш удержит в памяти только 3-4 предмета или изображения из 10-15 предложенных.

Дети легко запоминают тот материал, который неоднократно повторяется. Мы уже упоминали о том, что память дошкольников носит образный характер, поэтому особенно легко усваиваются тексты, которые вызывают у малыша яркие образные представления. Именно на это рассчитано большинство детских сказок, песенок, стихов. Особенно улучшает запоминание эмоциональная насыщенность текста. Лучше всего ребенок удерживает в памяти, а потом воспроизводит такие детские произведения, которые вызывают у него сопереживание, эмоциональный отклик на их содержание.

- второй особенностью детской памяти является ее непосредственный характер. Младшие дошкольники еще не в состоянии использовать какие-либо вспомогательные средства для запоминания. А память взрослого человека отличается использованием этих средств (основные цвета). Подобные приемы и являются средствами запоминания, которые младшие дошкольники еще не могут использовать.

Но надо отметить, что основная линия развития памяти и заключается в том, что она постепенно становится произвольной и опосредованной. Взрослый и ребенок постарше уже ставят себе цель – запомнить и с большим или меньшим успехом подбирают средства для выполнения этой цели. Уровень же развития произвольности и опосредованности запоминания во многом зависит от воспитательных воздействий взрослых.

Все сказанное выше относится к развитию у ребенка непроизвольного и непосредственного запоминания. Однако уже к 3 годам можно и нужно формировать у ребенка произвольную память. В этом возрасте малыш еще не может удержать что-то в памяти вне конкретной деятельности. Поэтому лучше всего развивать память в специально организованных играх, например, поиграть с ребенком в магазин и попросите запомнить те предметы, которые нужно там «купить». Конечно, таких предметов не должно быть слишком много (до 4-5 хорошо известных ребенку наименований) Можно попросить ребенка запомнить имена гостей, которые «придут» к его кукле на день рождения, и т.п. В условиях игры ребенок легче принимает задачу на запоминание, постепенно совершенствуя и организуя свою память.

24. Развитие познавательной сферы в раннем возрасте.

Восприятию в раннем возрасте принадлежит главная роль среди всех психических процессов. К первому году жизни у ребенка складываются перцептивные образы и он способен узнавать окружающие знакомые предметы и людей, тем не менее восприятие остается крайне несовершенным. Ребенок не способен к последовательному всестороннему восприятию предмета, часто он выделяет какой-либо один наиболее яркий признак и, ориентируясь на него, узнает предмет. По мере освоения предметных действий восприятие становится более точным и полным, постепенно формируется дифференциальная чувствительность, направленная на тонкое различение градаций признаков одной и той же сенсорной модальности.

В раннем детстве происходит интенсивное развитие зрительного восприятия. Зрительное восприятие находится на этапе специализации, направленной на распознавание окружающих предметов и людей. Образ предмета или человека у ребенка раннего возраста полимодален, включает целый набор признаков, относящихся к разным сенсорным системам. Особенно это необходимо в процессах узнавания людей. Постепенно за два года в памяти ребенка накапливается необходимый набор образов, который позволяет осуществлять важные перцептивные операции как начальную стадию мышления – образную категоризацию. Образная категоризация – это обнаружение общих свойств ряда предметов. Она связана со способностью определять в предмете существенные свойства, свидетельствующие о его предметном и практическом назначении. В начале раннего детства ребенок воспринимает предмет неотрывно от ситуации, в которой он действует с предметом. Предмет не вычленен из ситуации, слит вместе с ней и с самим ребенком.

Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность исчезает, как только решается проблема, или процесс понимания заканчивает познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл активности.

Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника.

Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывальные паузы); постоянное притяжение к этому объекту

25. Предпосылки развития самосознания ребенка в раннем возрасте.

Предпосылки развития самосознания в младенчестве и раннем возрасте.В первый год жизни складываются предпосылки для дальнейшего развития личности - «предличностные образования». Младенец накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого складывается отношение к себе, другим людям и предметам. Главное условие формирования личности – общение ребенка с другими людьми. Доброжелательное внимание к ребенку формирует положительное отношение к людям и положительное самоощущение. Значимость для близких – условие активного проявления себя.

В конце 1-го месяца жизни у малыша появляется интерес к взрослому и ответная реакция на его инициативные действия; в 3 месяца складывается предличностное образование – активность (отчасти врожденное качество, но развивающееся при решающем влиянии общения со взрослым); на 4-5-м месяце жизни ребенок показывает себя как доверчивое, жизнерадостное, и требовательное существо. Велика его инициативность, поведение разнообразно. В 6 месяцев положительное самоощущение во многом зависит от успешности манипуляций с предметами. Ребенок воспринимает уже результаты своих действий (неудача – неуверенность; успех – побуждение к действию).

Во 2-м полугодии малыш разделяет родных, знакомых и совершенно чужих людей (избирательность в отношениях со взрослыми), с 8 месяцев начинает бояться незнакомых. В 12 месяцев связывает знакомого взрослого с определенными действиями, ожидая их от него.

Неодинаковое отношение к разным людям говорит о том, что к концу 1-го года жизни у ребенка складываются устойчивые образы взрослых. Ребенок начинает противопоставлять себя взрослому, вырастают радость при успехе и огорчение при неудаче. Это все – естественные признаки зарождающейся личности.

Таким образом, основное новообразование младенческого возраста – это первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».

Становление «образа я».О развитии предпосылок в становлении образа себя говорит отношение ребенка к своему отражению в зеркале. В 2-3 месяца ребенок долго, сосредоточенно рассматривает свое отражение, радостно относится к своему зеркальному отражению, с 6 месяцев возникает исследовательское поведение: обследует свое отражение руками, дотрагивается до отражения руки. После 6 месяцев соотносят свои реальные действия с наблюдаемым в зеркале: шевелят пальчиками, размахивают руками, прослеживают взглядом отражение своих действий. В 11-12 месяцев дети подолгу играют со свои отражением: гримасничают, кривляются, совершают ритмические и мимические действия. Наблюдаются действия на коррекцию своего внешнего вида.

В первом полугодии 2-го года жизни дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговки, кармашки, шнурочки на своей одежде, с интересом наблюдают за меняющимся отражением. К 2-м годам часто подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом смеются. Уверенно узнают себя и с удовольствием меняют свой внешний облик: надевают платочек, причесываются и пр.

Ранний возраст. К основным предпосылкам развития самосознания в раннем детстве относят: 1) отделение себя и своих действий с предметами; 2) возникновение гордости и собственного достоинства; 3) развитие самостоятельности.

Признаки зарождения самосознания преддошкольника

· Изменение отношения к миру предметов. Ребенок теперь не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией, что приводит к отделению действия от предмета, т.е. ребенок может выполнять усвоенное действие в новых условиях, с другими предметами.

· Усложняются взаимоотношения взрослого с ребенком.В процессе ситуативно-делового общения взрослый уже начинает оценивать достижения ребенка в области действий с предметами, ребенок же начинает сравнивать свой результат с результатом другого человека. Взрослый – образец, которому ребенок начинает подражать. Это ведет к развитиюпритязаний на признание. Данная потребность пока выражается открыто, ребенок ожидает восхищения им.

· Появление представления о самом себе.Ребенок в раннем возрасте поглощен не только близкими людьми и внешним миром, но и собственной персоной. Он неустанно исследует себя Уже годовалый ребенок имеет некоторое представление о себе,об отдельных частях собственного тела. Он их трогает, рассматривает, может правильно указать, где у него глаза, уши, нос. Однако представления о себе ещё обобщены, нет схемы собственного тела, он даже не узнает себя в зеркале. Себя в зеркале, на фотографиях и в рисунках дети начинают узнавать после 1,5-2 лет, и это узнавание значительно запаздывает, если специально не обучать ребенка восприятию своего отражения, если взрослый не помогает ему распознавать предметы на картинках, в книжках и т.д.

26. Психологическая характеристика кризиса 3-х лет.

Кризис 3-х лет

Серьёзные успехи ребёнка в предметных действиях, в речевом развитии, в игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, ка­чественно изменяют всё его поведение. К кону раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах "Я сам", которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.

Явными симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, своеволие, строптивость и пр. Данные симптомы отражают су­щественные изменения в отношениях ребёнка к близким взрослым и к самому себе. Ребёнок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопос­тавляется им во всём. Собственное "Я" ребёнка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется характерные высказывания: "Я сам", "Я хочу", "Я могу", "Я делаю". Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение "Я" (до этого они говорили о себе в третьем ли­це:"Саша играет", "Катя хочет"). Д.Б.Эльконин определяет новообразование кризиса 3-х лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное "Я" ребёнка может выделяться и осознаваться только отталкиваясь и противо­поставляясь другому "Я", отличному от его собственного. Отде­ление (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребёнок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребёнка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощён своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали имен­но в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взросло­го и собственное "Я" ребёнка. В кризисе трёх лет взрослые с их отношением к ребёнку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из ми­ра, ограниченного предметами, ребёнок переходит в мир взрослых людей, где его "Я" занимает новое место. Отделившись от взрос­лого, он вступает с ним в новые отношения.

В трёхлетнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым - необходимым мо­ментом её исполнения. Соответственно этому возрастает и субъ­ективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения: преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи.

У ребёнка появляется новое видение мира и себя в нём.

Новое видение себя состоит в том, что ребёнок впервые открывает материальное воплощение своего Я, а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребёнка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реализует и ут­верждает себя. Поэтому каждый результат деятельности становит­ся и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не во­обще, а через его конкретное, материальное воплощение, т.е. через его достижения в предметной деятельности. Главным источ­ником такой оценки является взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого

Новое видение "Я" через призму своих достижений кладёт начало бурному развитию детского самосознания. Я ребёнка, оп­редмечиваясь в результате деятельности, предстаёт перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребёнок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая раз­ворачивается не во внутреннем, идеальном плане, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего дос­тижения.

Становление такой системы Я, где точкой отсчёта является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

27. Психологические основы построения развивающей среды в группах раннего возраста.

В работах О.А. Артамоновой, О. Толстиковой. Т.М. Бабуновой, М.Н. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм:

- соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад;

- учет всех направлений развития ребенка;

- разнообразие сред, их рациональное расположение;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования:

- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с

возрастом детей;

- создание условий для изменения, дизайна окружающей среды. (См. Бабунова Т.М. Создание предметно-развивающей среды. //Сб.Полякова М.Н. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /Готовимся к аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб.: Детство-ПРЕСС, 2000.

На основе концепции предметно-развивающей среды В.А.Петровским, Л.М. Клариной и др. выделены принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

- принцип активности, самостоятельности, творчества;

- принцип стабильности — динамичности;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- принцип открытости — закрытости;

- принцип учета половых и возрастных различий детей.

Рассмотрим кратко каждый, из этих принципов подробнее (материал заимствован из книги «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»).

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст

рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

(ФГОС ДО), утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г.

Образовательная система дошкольных образовательных организаций выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки воспитанников при вхождении их в мир социального

опыта. Приоритетом новой образовательной политики является обеспечение качества образования. Одним из главных его показателей является развивающая предметно-пространственная

среда (РППС), созданная в соответствии с ФГОС ДО. В связи с введением этого документа вопрос организации РППС является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать педагогам ДОО


7315806292482323.html
7315842953542631.html
    PR.RU™