Занятость и безработица в кейнсианской концепции

Представители кейнсианского направления отрицают возможность добровольной безработицы и полагают, что

1. Предприниматели предъявляют спрос на такое количество труда, которое позволит им осуществить предложение благ в размере, необходимом для удовлетворения эффективного спроса всех субъектов на рынке товаров и услуг. Спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Повысить спрос на труд может только повышение эффективного спроса.

2. Изменение ставки заработной платы оказывает влияние на величину спроса на труд только в пределах, устанавливаемых объемом эффективного спроса. Если эффективный спрос недостаточен, то рынок труда может находиться в равновесии не при полной занятости, а при наличии безработицы.

3. Для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное вмешательство государства, т.к. рыночные силы не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости. Государство должно стимулировать совокупный спрос на товары и услуги.

4. Безработица имеет вынужденный характер, обусловленный недостаточностью совокупных расходов, что ведет к спаду в экономике, к рецессии.


Таким образом, в качестве вынужденной в кейнсианской модели рассматривается только циклическая безработица.

Графическое отражение безработицы в кейнсианской модели дано на Рисунке 13.2.

Рисунок 13.2 - Безработица в кейнсианской модели

Le – спрос на труд, обусловленный величиной эффективного спроса;

W1 – максимальная ставка заработной платы, по которой предприниматели согласны принять работников в количестве Le.

В случае снижения ставки зарплаты ниже W1, предприниматели все равно не смогут нанять работников больше, чем Le, так как иначе предложение благ превысит эффективный спрос и на рынке благ образуется избыток. Поэтому останется вынужденная безработица на уровне KN.

13.4. Последствия безработицы

Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы: потеря квалификации и самоуважения, снижение уровня жизни, возрастание преступности, повышение смертности и числа психических заболеваний. Высокий уровень безработицы может привести к общественным и политическим беспорядкам.



Не случайно американский президент Франклин Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица, писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода, а также в потере квалификации и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный.

Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDPgap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

(13.6)

где Y – фактический ВНП,

Y* - потенциальный ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска и уровнем циклической безработицы вывел американский экономист Артур Оукен. В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

(13.7)

где - разрыв ВВП.

u – это фактический уровень безработицы,

u* - естественный уровень безработицы.

β- коэффициент Оукена (β> 0).

Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт. Он составлял 2-3 %. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).



Значение закона Оукенасостоит в том, что он:

1. позволяет рассчитать потери ВНП вследствие безработицы

2. показывает, каким должен быть прирост ВНП, чтобы решить проблему безработицы

3. позволяет прогнозировать уровень безработицы через несколько лет при сохранении сегодняшних темпов роста ВНП

Общество в целом несет от безработицы большие потери, чем отдельные его индивиды. Это объясняется тем, что работающий человек платит обществу налоги, в то время как безработный не только их не платит, но еще и находится на иждивении у общества, так как ему необходимо выплачивать пособие по безработице.

13.5. Государственная политика борьбы с безработицей

Как показывает опыт высокоразвитых индустриальных стран, функционирование современного рынка труда предполагает высокую активность государства. Рынок рабочей силы — специфический сектор экономики. Он отличается от всех других рынков тем, что на нем перемещаются не товары из пластмассы, дерева или металла, а живые люди. Поэтому его регулирование имеет огромное социально-экономическое и политическое значение и составляет особую заботу государства.

Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат:

1) кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета.

2) совершенствование системы информации о свободных рабочих местах;

3) подготовка и переподготовка кадров на базе служб занятости;

4) регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров;

5) программы общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах;

6) государственное инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей;

7) разработка особых целевых программ трудоустройства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей;

8) меры по сокращению предложения на рынке труда;

9) стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии малого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным, выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков.

Если государство желает сократить уровень безработицы ниже естественного уровня, возникает ситуация, исследованная американским экономистом Ф.Филлипсом и отражаемая кривой Филипса. А. Филлипс установил обратную зависимость между безработицей U и инфляцией π. На графике эта зависимость принимает форму кривой, выпуклой к началу координат (Рисунок 13.3).

Кривая Филлипса показывает, что при повышении спроса на рабочую силу и сокращении безработицы уровень цен в экономике повышается. Таким образом, она определяет инфляцию как функцию от безработицы. Кривая Филлипса показывает, что безработица ограничивает возможности роста заработной платы, а следовательно, издержек, которые влияют на уровень цен.

Многими экономистами кривая Филлипса рассматривалась в 60-е гг. как идеальное средство выбора альтернативных вариантов инфляции и безработицы. Однако монетаристы во главе с М. Фридменом пришли к выводу, что кривая Филлипса достоверно описывает связь между инфляцией и безработицей только в коротком периоде, где сокращение безработицы невозможно без роста инфляции.

В длительном же периоде кривая Филлипса трансформируется вкривую стагфляции, показывающую одновременный рост инфляции и безработицы.

Стагфляция – это период, в течение которого спад экономической активности, или стагнация, сопровождается инфляцией

.

Допустим, что естественный уровень безработицы в экономике изображает линия U*U* . Этому уровню на кривой Филлипса соответствует точка А, а значит, ожидаемая инфляция π*.


Рисунок 13.3 - Кривые Филлипса и кривая стагфляции

Предположим далее, что фактическая безработица в экономике выше естественной нормы и составляет U1. При такой безработице инфляция будет на низком уровне π1. В целях сокращения потерь в экономике государство сокращает безработицу сначала до U* , а затем до U2 (путем роста предложения денег, расширения инвестиций и т.д.). В результате уровень цен вырастет до π2. Сложившуюся ситуацию отразит на кривой Филлипса точка С.

Однако на этом процессне заканчивается. Через некоторое время профсоюзы потребуют увеличения заработной платы, в ответ на что предприниматели сократят часть рабочих (в целях недопущения роста издержек). Безработица вернется к своему естественному уровню, и кривая Филлипса сдвинется вправо, проходя через точку А'.

Если государство предпримет новые шаги по сокращению безработицы до уровня U3, то уровень инфляции уже составит π3. На кривой Филипса комбинации U3, π3 будет соответствовать точка D. После индексации заработной платы и сокращения занятости до U* кривая Филлипса снова сдвинется вправо и пройдет через точку А". Дальнейшие подобные действия государства будут вызывать аналогичные последствия: за каждой попыткой сократить безработицу будет следовать рост цен и возвращение безработицы к естественной норме.

Таким образом, своими действиями государство провоцирует не только рост цен, но и повышение безработицы, попадая в результате в порочный кругстагфляции. Это значит, что борьба с безработицей за счет инфляции не может дать желаемых результатов, и об этом свидетельствует мировая практика.


ЛЕКЦИЯ 14. ГОСБЮДЖЕТ, ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

14.1. Государственный бюджет: расходы и доходы государства

14.2. Дефицит государственного бюджета и его виды

14.3. Концепции государственного бюджета

14.4. Способы финансирования дефицита государственного бюджета

14.5. Государственный долг, его виды и последствия

14.1. Государственный бюджет: расходы и доходы государства

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за год, представляющий собой основной финансовый план страны. После его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Основными источниками доходов государства являются:

1. Налоги (включая взносы на социальное страхование);

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности;

3. Сеньораж (доход от эмиссии денег);

4. Доходы от ценных бумаг;

5. Доходы государственных предприятий и других объектов государственной собственности;

6. Доходы от приватизации государственного имущества.

Расходы государства по целяммогут быть разделены на расходы:

1. На политические цели:

· расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, суда, прокуратуры и т.п.;

· расходы на содержание аппарата управления государством.

2. На экономические цели:

· расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики,

· расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики.

3. На социальные цели:

· расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий);

· расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

Доля расходов на социальные цели в белорусском бюджете около 60%, что говорит о социальной направленности бюджета.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается при подсчете ВВП по расходам);

- трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Важным и сложным является определение бюджетных приоритетов, т.к. размер доходов бюджета органичен.


7166576394096994.html
7166615757574333.html
    PR.RU™