Содержательный блок. 1. Уровни требований образовательных стандартов.

1. Уровни требований образовательных стандартов.

2. Анализ подходов к оценке достижений.

3. Новые образовательные стандарты и подходы к оценке достижений.

1. Уровни требований образовательных стандартов.

Учитывая реальные различия в уровнях достижений отдельных учащихся, классов, школ и т.д., а также необходимость предоставления возможностей для прогресса (и обеспечения соответствующей мотивации) каждому из рассматриваемых субъектов образовательного процесса, требования образовательных стандартов должны быть разноуровневыми. При этом на каждом уровне предполагается следовать единой парадигме: образование должно обеспечить адаптацию выпускника к быстро изменяющемуся миру. Следовательно, возрастает значение выбора способов усвоения существующей системы знаний.

В этой связи, к примеру, подход к классификации подготовленности выпускников может быть раскрыт путем выполнения следующих трех уровней:

‑ основной А (уровень функциональной грамотности) – общество не опасно для выпускника, так как он умеет полнокровно жить – функционировать в обществе, законы которого ему известны, в свою очередь, выпускник не опасен для общества, так как он владеет основными нормами общества. С точки зрения учебного процесса это минимальные требования по непрофильному предмету в лицеях и т.п.;

‑ базовый В (уровень педагогической грамотности) – достаточный для продолжения образования под руководством педагога (традиционные требования массовой общеобразовательной школы);

‑ повышенный С (уровень образовательной грамотности) – достаточный для самоопределения в соответствии с интересами личности, требованиями образования и для организации самообразования. Этот уровень заявляется в элитарных учреждениях образования (специализированных или профильных классах).

На каждом из этих уровней предполагается введение конкретизирующих подуровней. В частности, возможна фиксация достижений на репродуктивном или продуктивном уровнях, классификация по видам деятельности и т.д. Возможно включение всех трех уровней в любой возможный компонент образовательных стандартов.

2. Анализ подходов к оценке достижений.

Целенаправленное управление качеством образования возможно только при наличии надежной, достоверной и развернутой информации о ходе процесса образования и его результатах. Среди результатов процесса образования особо важное место занимают знания учащихся. Управляющие воздействия, обеспечивающие эффективность процесса обучения, должны, в первую очередь, опираться на объективные данные о знаниях, полученных, усвоенных и применяемых учащимися в ходе процесса обучения. Сведения о знаниях учащихся поступают из различных источников. Эти источники можно условно разделить на объективные и субъективные.



К субъективным источникам, например, относятся сведения о школьных отметках учащихся, так как в основе этой информации лежат мнения преподавателей о знаниях их собственных учеников.

Основная задача массовых измерений – служить объективным источником информации о знаниях учащихся. Для проведения массовых измерений необходимо разработать научно обоснованную методику, удовлетворяющую основным требованиям к используемым средствам измерения, а также технологии организации массовых измерений знаний.

Измерение в самом широком смысле есть приписывание числовых форм объектам или событиям в соответствии с определенными правилами.

Основными компонентами педагогического измерения являются:

- описание эмпирической системы (описание элементов системы и отношений между ними);

- выбор числовой системы с отношениями, соответствующей эмпирической системе;

- установление связей (однозначного или взаимно однозначного отношения) между эмпирической системой и указанной числовой системой с отношениями.

Измерение предполагает прежде всего описание элементов эмпирической системы и выявление отношений между ними. В педагогических измерениях эмпирической системой может быть система знаний, способностей и т.п.

Основное требование, предъявляемое к измерителю, – это его соответствие целям проводимого измерения, или, как чаще говорят, валидность целям измерения. Поэтому разработку измерительного средства необходимо начинать с формулировки целей измерения.

Постановка целей является звеном, определяющим всю последующую работу. Цель измерения определяет также заранее запланированный результат, который должен быть получен при проведении измерения.

Цели измерения знаний должны раскрывать следующие позиции:

- что должно быть измерено, каким методом, какими средствами?

- кто должен обследоваться, в каких условиях, кем?

- какие выводы можно сделать на основе результатов измерения, какого типа рекомендации могут быть сформулированы?

Массовые измерения знаний необходимы для оценки качества функционирования системы народного образования и его подсистем, а также качества получаемых результатов обучения.



Основными целями проведения массовых измерений в системе информационно-диагностической службы являются:

- получение информации об уровне образования, качестве применяемых педагогических технологий, программных и учебных материалов;

- оценка, достижение и корректировка стандарта содержания образования;

- конструирование, оценка качества и стандартизация измерительных средств.

При массовых измерениях знаний для повышения достоверности выводов в качестве сопоставимых признаков используются результаты деятельности учащихся в одной и той же ситуации, например, результаты решения учащимися одной и той же задачи теста. В этом случае сопоставимые признаки являются достаточно однородными и независимыми, что позволяет делать выводы вероятностного характера.

К методам обработки результатов измерений предъявляются следующие требования. Для получения обоснованных суждений выводы, сформулированные в результате предварительного анализа данных, должны быть обоснованы с помощью профессиональных методов (психологии, физиологии и пр.) или вероятностно-статистических методов с последующей интерпретацией в терминах образовательной деятельности.

Любое применение математики в конкретных науках предусматривает два важных неформальных этапа: перевод задачи с языка конкретной науки на язык математики и перевод результатов, полученных математическими методами, на язык конкретной науки. При массовых измерениях состояния знаний учащихся первый этап реализуется при конструировании измерительных средств, а второй – при интерпретации результатов измерений.

3. Новые образовательные стандарты и подходы к оценке достижений.

В статье 7 Закона РФ «Об образовании» определяются следующие обязательные компоненты государственных образовательных стандартов (ГОСТ): требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, уровню подготовки выпускников и максимальному объему учебной нагрузки обучающихся.

Рассмотрим основные принципы разработки новых образовательных стандартов в плане оценки достижений и диагностики.

Требования к содержанию образовательных программ определяют содержание образования с позиций деятельностного подхода, задают порядок, объем и содержание процесса обучения, воспитания и развития. Следует иметь в виду, что образовательная деятельность может привести к самым различным результатам. Эти результаты зависят не только от содержания образовательной деятельности, но и от внутренних задач, которые ставит перед собой обучающийся, его интересов, склонностей и способностей. Это положение определяет важность и необходимость объективной и достоверной сценки достижений учащихся (выпускников).

Новые образовательные стандарты в части требований к уровню подготовки выпускников задают систему приоритетов среди возможных результатов образования. Эти приоритеты определяются не только личностной, но и общественной значимостью результатов обучения, воспитания и развития граждан.

Результаты, достигнутые обучающимися при освоении содержания образования, вполне могут количественно и качественно превосходить предусмотренные стандартом результаты. В случае если система требований к уровню подготовки выпускников действительно стимулирует обучающихся и педагогов к высоким достижениям, данные требования в сочетании со стандартами содержания образовательных программ способны стать основой прогресса, предоставлять конкретной личности, обществу и государству широкую зону ближайшего развития. Для этого необходимо разрабатывать и вводить разноуровневые требования и соответствующие методы оценки достижения учащимися не только минимального уровня, но и любого возможного уровня образовательных достижений каждого конкретного гражданина (исходя из определения реальной шкалы уровней).

Основные положения, характеризующие принципы формулировки требований к достижениям обучающихся.

Требования к уровню подготовки выпускников – это система нормативов, определяющих:

- требования к результатам освоения содержания образования;

- требования к организации, технологиям и средствам контроля и оценки уровня подготовки выпускников.

Требования к результатам освоения содержания образования входят в стандарты содержания отдельных дисциплин (предметных областей).

Требования к контролю и оценке уровня подготовки выпускников составляют самостоятельный раздел государственных образовательных стандартов и содержат:

- требования к разработке, подбору и представлению заданий по дисциплинам (предметным областям), входящим в обязательный ценз основного и среднего (полного) образования, предъявляемые выпускникам для оценки уровня их подготовки;

- систему измерителей, технологий и средств, позволяющих оценить результаты деятельности выпускника при решении системы заданий (выполнения теста);

- требования к организации итоговой аттестации выпускников, в том числе: условия допуска обучающихся к экзаменам; условия и порядок выдачи государственного сертификата, подтверждающего освоение гражданином определенного уровня образования (образовательного ценза) и т.д.

1. Образовательные стандарты и контрольно-оценочная деятельность / М.Ф.Королев и др. – М. : МНЦ ЮВОУ МКО, 1996. – 120 с.

2. Матушанский, Г.У. Педагогическое тестирование в России / Г.У.Матушанский // Педагогика. – 2002. – № 2. – С. 15–21.


7166296004731897.html
7166331006020771.html
    PR.RU™