Ян Ливенс и его четыре стихии. 1624 г.

Ян Ливенс в своей серии из четырех картин "Четыре возраста и четыре стихии" отображает возрасты человека через аллегорию с четырьмя элементарными началами, стихиями - огнем, воздухом, землей и водой. Каждая стихия соотнесена со своим этапом жизни человека.

Так на работе "Детство - стихия огня" изображен мальчик, раздувающий уголек. Огонь символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь производящую силу Солнца, обновление жизни. Это символ Духа, Бога. Символ торжества света и жизни над мраком и смертью, символ всеобщего очищения. Символ домашнего богатства. Огонь имеет созидательную и разрушительную функции. В христианстве огонь может быть не только Божественным, но и адским. Разжигание огня равносильно рождению. Кроме символики огня Ливенс использует символику пламени, разжигаемой свечи. Огонь и пламя — типичные символы сердца. Оба они амбивалентны: с одной стороны, они божественные и творческие, с другой — демонические и разрушительные: огонь пожирает все созданное и возвращает его к первоначальному единству. Огонь и пламя олицетворяют истину и знание, поглощающие ложь, невежество, иллюзии и смерть и выжигающие нечистоту. В эпоху Возрождения символ огня становится объектом воплощения художественных идей. Символами огня становятся пламя, разжигаемый уголь, волосы.

Работа написана в теплой красно-коричневой гамме, что также символизируется с огнем.

Следующий поясной портрет "Молодость - стихия воздуха". Работа вся дышит, она наполнена воздушным элементарем. Воздух – является тонкой границей между материальным (физическим) миром и духовным (астральным) миром. Именно поэтому воздух является символом невидимого, но ощущаемого, символом мыслей и духовного развития, логики и разума. Это символ перемен, но не просто перемен идущих своим чередом, а перемен требующих приложения усилий для их осуществления, иногда даже борьбы. Стихия воздуха чиста и беспорядочна, отвечает за знания, свободу, открытия. Символ воздуха, это символ полной свободы. Свободы, для которой не существует преград и ограничений. Воздух нельзя поймать, запереть в клетку, привязать или ограничить какими-либо стенками. Свободы в физическом и духовном мире, а значит и стремление к чему-то новому, неизведанному. Все мысли, чувства, воспоминания принизаны теплом или холодом, сухостью или влагой воздуха. Воздух воспринимается в качестве ветра, дыхания, что, в свою очередь, позволяет наделить его дополнительной символикой, как олицетворения духовного начала.

На картине молодой охотник держит в руках дичь, а на дальнем плане стая летящих птиц. Птицы являются символами мысли, воображения и быстроты духовных процессов и отношений. Они относятся к элементу воздуха. Охристо-красные цвета одежды юноши живописно контрастируют с голубовато-серовато-зеленоватым пейзажем на заднем плане картины. Цвета одежды показывают материальность и реальность мира.

На работе " Зрелость - стихия земли" изображается мужчина С лопатой в руках и корзиной овощей, что символизирует плоды труда. Как земля даёт урожай, так и зрелый мужчина кормит семью своим трудом. Земля является элементом полностью противоположным элементу Воздух. По своим свойствам и качествам она полностью противостоит Воздуху. Земля - это основа, твердая и непоколебимая. Она представляет собой прочную опору, опираясь на которую можно не опасаться, что она в любой момент ускользнет из-под вас, растворившись. В отличие от Воздуха Земля - символ консерватизма неизменности взглядов. Земля не меняет своего мнения, она твердо стоит на своих позициях, отражая любые попытки сдвинуть ее с установленного ею порядка вещей. Если воздух - это духовная сфера, то земля - это материальная. Земля - это символ трудолюбия.



В картине использована теплая охристо-зеленоватая гамма.

Последний портрет "Старость - стихия воды" олицетворяет уходящую жизнь как вытекающую из ведра воду в руках старика. Старик на картине одет в синие одежды, перед ним ушат с рыбой. Вода - источник и гробница всего сущего во вселенной. Символ непроявленного, первичной материи. Жидкость все проверяющая (Платон). Она также сравнивается с непрерывным изменением материального мира, бессознательным, забывчивостью. Вода растворяет, уничтожает, очищает, смывает и восстанавливает.

На четырех портретах изображены четыре этапа жизни одного человека. И как четыре стихии, четыре элементария - это одно целое, так и четыре возраста принадлежат одной жизни и вместе составляют полный цикл. Композиция четырех работ крупнофигурная. Поясные портреты. Сюжет лаконичен, а символичность не завуалирована.


7163308456441992.html
7163324275556939.html
    PR.RU™