Энциклопедия мистических терминов 8 страница

получен

Великое Делание как сокрытый в горе перво-материи храм. Зодиак, окружающий гору,

определяет стадии Делания. Фигуры на горе символизируют металлы На вершине -

философский мер-курий. Семь ступеней храма -семь основный стадий получения

философского камня, обра-зуемоего слиянием солнечного и лунного начал (на

фасаде). В углах элементы первоматерии: вода, огонь, воздух, земля. Ми-

хельшпахер, Каббала, Аугс-бург, 1616

Камень (здесь воды Потопа ассоц! ируются с меркурианскими водам а досхижение

суши с "фиксаций Камня)

Двадцатисемикратный полет г лубя вверх и вниз в сосуде Делани| на этой серии

иллюстраций моа быть соотнесен с полетом двадцат! семи жаворонков, в мифологии У

я лейка - носителей конвенциошч! ных ограничений Только двадца!| восьмой несет в

себе просветлен

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

1. Эмблема Камня на серпе луны. Обычное золото (лев) должно дважды подвергнуть

нападению сурьмы (волк), дабы избавить его от нежелательных примесей. Дракон -

философский меркурий. 2. Алхимик должен удостовериться в присутствии Бога перед

началом Делания. 3. Хаос 4. Герб Камня. 5. Четыре элемента. ^ ^

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

6. Серны представляют душу и дух, которые должны объединиться, чтобы образо

философский меркурий. 7. Шесть планет олицетворяют металлы, связанные с гш| цей-

меркурием. Запертый сундук говорит о том, что путь к философскому мерку надежно

скрыт. 8. Внутренние круги представляют четыре элемента, образующие: нову семи

металлов (семь звезд). 9. Сера (солнце) и ртуть (луна), мужское и женсм

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

10. Соприкасаясь с солнцем и луной, философский Меркурий (вода из кувшина)

приобретает силу, оплодотворяющую землю. 11. Сера и ртуть должны быть

освобождены от всего материального в них посредством огня. 12. Очищение

философского Меркурия через сублимацию (возгонку). 13. Философский меркурий

должен повторно соединиться с серой, чтобы образовать гомогенную жидкость.

ISBN 5-171

7 8 5 17 0

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

14. Золото (лев) очищается, соединяясь с сурьмой (волк). 15. ...И

преобразуется,I растворяясь в философской сере. 16. Печь 17. Реторта, в которой

сера и ртуть свя|

заны.

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

18. Философская ртуть состоит из жидкого, летучего меркурианского компонента

(Азот) и твердого, устойчивого серного (Латона). Птица - меркурианский дух,

выполняющий Делание. 19-21. Стадия гниения (разложения): здесь четыре элемента



разделяются, и из тела исходит душа. Взлетающая птица представляет дистилляцию

философского меркурия. Слетающая вниз - отмечает, что дистиллят должен

многократно изливаться на осадок.

ou

•ээн исЦЛнн иэхвНохен аотгехэш имзэ енэшээ охь охЛмммее оахээгпаа охь Чагн-

а,*..-"-

июее оахээт

unfuoo) О1ИнэниЦэоэ " exodoa ол.е -Ш (Ч1чннэнеиж 'iMOiocy иохэе1пиьо

hon/л охе и 'i/чох

ШНШЗ& ЭОХИ1/Э9

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

26-27 Черное (жаба) становится белым, если Азот (голубь) изливается на него

снова. Сильный нагрев заставляет ее исторгнуть все жидкие компоненты. 28-29. Под

воздействием нагрева элементы начинают расслаиваться.

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

ISBN 5

30-33. Расслоение элементов в реторте происходит столько раз, сколько дух

мерк1,! рия (голубь) извлекается из раствора и возвращается в него.

I

9М7 85 1

1 12

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

34-36. В седьмой дистилляции Камень обретает свою огненную природу. 37.

Появление Луны и Аполлона возвещает о том, что Камень вскоре обретет способность

к

трансмутации.

UN 5 171

9II7851

1 70

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

38-41 В девятой дистилляции философского Меркурия воды, влекомые воздухы

тремляются вверх.

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

42-45. В десятой дистилляции и последующей конденсации элементы процесса делятся

на две части. Огненная природа Камня нисходит вниз. Вода обращается в облака и

поднимается вверх.

ISBN 5-171

785 170

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

46. Окончательная сублимация Камня. Здесь он представлен пеликаном, о котор

говорят, что он вернул к жизни своих мертвых детей (металлы), питая их

собственней кровью (тинктурой). 47. Окончательное отверждение (фиксация) Камня,

что восстав из огня, как Феникс. 48-49. Все элементы объединены, Делание

завершено

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

ль" ¦ **

50-53. Чем более прозрачно и тонко вещество Камня, тем выше его проникающие и

трансмутирующие способности. Для усиления этих качеств требуются новые

сублимации. Камень должен питать философского Меркурия (змея) до тех пор, пока

последний не поглотит свой собственный хвост, что явится свидетельством полного

растворения Камня.

¦

ISBN 5-17|

78 5 "l 7 OH

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ^

Растворение Камня (54), повторные его дистилляции или сублимации (55) и следу*

щая за ними конденсация (56), за которой следует окончательная фиксация (57)1

, О

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

Азот должен войти в Делание еще раз (58), и сила огня должна увеличиться (59-

60), поскольку душе Камня следует "выпотеть" (61).

fc

ISBN 5-171

9 785170

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

62-65. Камень должен подвергнуться сильному и длительному прокаливанию

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

67-69. Масса в реторте снова конденсируется, поскольку чем чаще Камень

дистиллируется, тем сильнее его проникающая способность.

ISBN 5 171

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

70-73. Пытаемый огнем несколько дней, Камень созревает, чтобы воскреснуть в свс|

ем совершенстве.

ВЕЛИКОЕ ДЕЛАНИЕ

74-78. "После стольких мук и страданий я воскрес сильным, чистым и безупречным"

Душа и дух полностью пропитали тело, отец и сын ныне одно, смерть и тление не

властны над ним.

1 I

ВЕНДИДАД

9"7 8 5 17 01

что соответствует побегу из замкнутой реторты Делания, и последняя должна быть

разрушена, чтобы извлечь Камень на свет.

Комментарии к отдельным стадиям алхимического процесса приводятся в изложении

открывателя (или создателя?) данной серии работ проф. Бархузена.

ВЕНДИДАД

(Древнеперсидск. "Закон против демонов") Первая книга Авесты, читаемая в ходе

зороастрийс-ких ночных богослужений. Начинается с описания сотворения мира

Ахура-Маздой\ далее следует поэтическое описание 16 стран, населенных

почитателями этого божества. Вторая, третья и несколько последних хлав излагают

мифы о зарождении и истории человечества; остальные посвящены изложению

всевозможных законов, предписываемых Ахура-Маздой (главным образом, предписаний

о нечистоте и очищении).

ВЕРА

(Греч. PISTIS, лат. FIDES) Внут ренняя убежденность в существовании Бога (или

иной формы Абсолютного), основанная на безоговорочном принятии следующих

положений: а) Бог есть Добро; б) Бог руководит верующим; в) верующий полностью

доверяет Богу. В религиях, признающих божественную благодать, вера считается

внутренней уверенностью, дарованной самим Господом. В христианской теологии вера

- это признание человеком исторической значимости божественного откровения,

явленного Иисусом Христом. Такое признание внушается самим Богом.

Не следует, однако, отождествлять веру с религией. Внутренняя

позиция играет важную роль во в религиозных традициях, но даж| не всегда

занимает центральное ^ сто. Например, древнеегипетски^ санскритские слова,

которые ш но перевести как "религия", обо чают всего лишь культовые д | ствия и

обязанности, а не веру

Древнеперсидский пророк; астр (ок. 628-ок. 551 до п.a ) яви основателем религии,

которая вв вые заговорила о сознательном в боре человека на пути к иста (Аша).

Древнееврейское слово" имеет главным образом юридои кий смысл; это доверие, с

котор люди заключают договор, или • вет", с Богом. Такой взгляд нахоя|

преломление в исламском и хрис анском понятиях веры. В исло) вера (араб.,

"иман") является ка1 ством истинно верующего; в | время Коран отмечает, что "ни

не получит веры, если не будет на| воли Аллаха" (10:100).

Некоторые ученые подчерки ют влияние зороастризма и иф ма на формирование

западного ч нятия веры. В Первом послание! Коринфянам также утверждает! что вера

- это дар Божий (I Кор"| фянам, 12,8- 9), а в Послании кЕ реям (11:1)

встречается такая! мулировка: "вера (pistis) есть oc\l ствление ожидаемого и

уверенно^ в невидимом".

Фома Аквинский акцентиров^ внимание на интеллектуалы" компоненте веры. Одной из

ос" ных проблем, обсуждавшихся тестантами, была теологическ| проблема оправдания

"только! рой". Лютер подчеркивал элеме! доверия, в то время как КальвиЦ верждал,

что вера - безвозмезд дар Божий. Немецкий теолог XBI Ф. Шлейермахер писал о

субъект^ ной природе веры. Теологи наи

ВЕРХНИЕ ВРАТА

олетия во главе с Карлом Бартом зедприняли попытку отойти от ¦ого субъективного

толкования.

Индийские, китайские и японс-ie представления о вере, как пра-ио, глубоко

отличаются от хрис-1анского. "Вера" (палийск,, "сад-са", санскрит., "шраддха"),

о кото-эй говорится в буддийском Зосьмеричном Пути", больше напо-инает доверие,

с которым больной еловек идет на прием к врачу. Ки-айцы считают "син" ("доверие,

ис-ренность") одной из пяти основных обродетелей. В индусской и буд-ийской йоге

прежде всего требует-я вера в гуру, или духовного на-тавника, а затем уже в

Бога. Индус-кие и буддийские понятия предан-юсти (санскрит., "бхакгтш"), любви l

сострадания (санскрит., "каруна") южно сопоставить скорее с христианским

понятием любви (греч., tgape, лат., caritas), чем с понятием (еры. Однако

религиозные формы буддизма Махаяны и вишнуизме >тчасти напоминают "веру" в

христианском и иудейском понимании.

ВЕРХНИЕ ВРАТА

Тантрическое название семи отверстий в голове человека (рот, нос, !гва глаза,

два уха и "воронка" на макушке). Это "врата", в.которые может входить и выходить

сознание и жизненная сила. "Верхние врата" ассоциируются с "трансцендентным"

опытом. См. также Брахмы, щель.

ВЕРХОВНОЕ СУЩЕСТВО

Объект государственного культа, введенного французским Конвентом 7 мая 1794г. в

период якобинской диктатуры. Первый пункт декрета, принятого Конвентом, гласил:

"Французский народ признает Верховное Существо и бессмертие души". В культе

Верховного Суще-

ства заповеди были заменены гражданскими обязанностями, а религиозные праздники

- праздниками Республики, Свободы, Патриотизма, Истины, Справедливости и т.д.

Культ продержался чуть больше года, а затем сошел на нет сразу же после разгрома

якобинского Конвента и казни Робеспьера, который претендовал на роль его

главного жреца.

ВЕСТАЛКИ

В древнем Риме - особые жрицы, чьей обязанностью было сохранение неугасимого

огня в храмах богини Весты. Они также должны были соблюдать обет безбрачия и

целомудрия. Нарушение этих обетов влекло за собой казнь - закапывание в землю

живьем, а если же гас огонь - то весталку бичевали.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Наиболее древняя часть Библии, состоящая из 50 книг, 39 из которых входят в

общепризнанный канон иудейской и христианской религий. Ниже приводится перечень

ветхозаветных книг с изложением их основного содержания и наиболее известных

эпизодов. Книги; помеченные звездочкой, включаются не во все издания Библии.

ПЯТИКНИЖИЕ МОИСЕЕВО:

1. БЫТИЕ: История взаимоотношений еврейского народа с Богом от сотворегГия мира

до переселения в Египет. О сотворении человека, грехопадении, Каине и Авеле,

всемирном потопе. Жизнеописания праотца Авраама, его сына Исаака, его внука

Иакова и правнука Иосифа Прекрасного.

2. ИСХОД: История переселения евреев из Египта в Палестину под

предводительством пророка Моисея. "Десять казней египетских", переход через

Красное (Чермное)

ISBN 5 - V,

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

море, манна небесная, медный змей, золотой телец. Явления Бога Моисею; ковчег

Завета; чудеса, сотворенные Моисеем; основные заповеди иудаизма (включая Десять

Заповедей (20,2-17)).

3. ЛЕВИТ: Религиозные предписания иудаизма, продиктованные Моисею Богом.

4. ЧИСЛА: Религиозные предписания; история завоевания Ханаана; чудо с

Валаамовой ослицей Смерть Моисея.

5. ВТОРОЗАКОНИЕ: Повторение религиозных предписаний и заповедей, изложенных в

грех предыдущих книгах, с некоторыми дополнениями.

КНИГИ ИСТОРИЧЕСКИЕ:

6. КНИГА ИИСУСА НАВИНА: Окончание завоевания Ханаана под предводительством

Иисуса Навина. Чудо с остановкой солнца и луны. Раздел завоеванных земель между

еврейскими родами.

7. КНИГА СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ: Ранний период истории Израиля, когда им управляли

"судьи". История Самсона

8. КНИГА РУФИ: История предков царя Давида: моавитянской вдовы Руфи, вышедшей

замуж ла израильского богача Вооза.

9. 1-я КНИГА ЦАРСТВ (у католиков - 1-я Самуила): История пророка Самуила;

первые цари Израиля -Саул и Давид. Чудесная победа Давида над Голиафом.

10. 2-я КНИГА ЦАРСТВ (у католиков - 2-я Самуила): Хроника царствования Давида от

воцарения до преклонных лет.

11.3-я КНИГА ЦАРСТВ (у католиков - 1-я Царей): Смерть Давида; царствование

Соломона. Постройка Иерусалимского Храма. Царица Савская. Отделение И^деи после

смерти Соломона. Нечестивые и

благочестивые цари Израиля Иудеи. Пророк Илия; его борьба! израильским царем

Ахавом и цар | цей Иезавелью. Пророк Елисеи

12.4-я КНИГА ЦАРСТВ (у като1 ков - 1-я Царей): Вознесение Или | чудеса Елисея.

Междоусобные во I ны в Израиле и Иудее; возрожден | идолопоклонничества;

завоеван!I Палестины Вавилоном и начало щ вилонскою пленения" евреев

13. 1-я КНИГА ПАРАЛИ1ЮМЯ НОН (у католиков - 1-я Хронии Подробности

царствования Давит I

14. 2-я КНИГА ПАРАЛИП0М1 НОН: Подробности царствоваш! Соломона, раскола Израиля

и "ваЦ донского пленения".

15. 1 я КНИГА ЕЗДРЫ: Возвр] щение евреев в Палестину при царе Кире Персидском.

НачаГ восстановление Храма и иудеи j ких обычаев.

16. КНИГА НЕЕМИИ: BocctI новление Храма и возрожден!] иудаизма.

17. 2-я КНИГА ЕЗДРЫ: OkohiJ ние восстановления Храма.

18. КНИГА ТОВИТА*: Чудесь история странствий юного espi| Товии, в спутники

которому был,! ангел Божий Рафаил.

19. КНИГА ИУДИФИ*: Подвиге рейской девушки, умертвившей ас< рийского

военачальника Олоферн?!

20. КНИГА ЕСФИРИ: Ь;врейкаГ| фирь становится женой перейдем го царя Артаксеркса

и спасае i си народ от истребления.

КНИГИ НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ:

21. КНИГА ИОВА: История пр| ведника, которого Господь подвер] жестокому

испытанию; содерл многие ключевые положения иуда ской и христианской мистики

22. ПСАЛТИРЬ: Религиозные гп | ны (см. Псалтирь). .."v-л-

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

23. ПРИТЧИ СОЛОМОНА: Сборник назидательных изречений, приписываемых царю

Соломону; канон иудейской морали.

24. КНИГА ЕККЛЕЗИАСТА: Рассуждение о бренности бытия и величии веры.

25. ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ СОЛОМОНА" Эротико-мистическая поэма.

26. КНИГА ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА*: Рассуждение о Божием величии

27. КНИГА ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА*. Трактат на темы религии и

морали.

"БОЛЬШИЕ ПРОРОКИ":

28. КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ: Обличение идолопоклонничества и безнравственности

еврейского народа; пророчества о скорой гибели еврейских царств и вавилонском

пленении евреев. Пророчества о приходе Мессии.

29. КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ: Обличение грехов еврейского народа и обещание

прощения и блаженства тем, кто вернется к истинной вере. Пророчества о

завоевании Иерусалима.

30. ПЛАЧ ИЕРЕМИИ: Траурная песнь о разорении Иерусалима.

31. ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ*. Наставление вавилонским пленникам о стойкости в вере и

недопустимости идолопоклонничества.

32. КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА*. О разорении Иерусатима как наказании Божьем; молитва

о помиловании еврейского народа.

33. КНИГА ПРОРОКА ИЕЗЕКИИ-ЛЯ: Видение Славы Божьей. О грядущем наказании

еврейского народа. Пророк - страж своего народа. Пророчество о спасении и

восстановлении Иерусалима и Храма.

34. КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА: Чудеса и пророчества Даниила, служившего евнухом при

вавилонском

дворе персидских царей. Три еврейских юноши, отказавшиеся поклоняться золотому

идолу, не сгорают в огненной печи; Даниила бросают в яму со львами, но ангел

Божий удерживает львов, и пророк остается невредимым. История о пиршестве

Валтасара и огненных буквах, возникших на с гене. Апокалиптические видения

Даниила и пророчества о пришествии Мессии. "МАЛЫЕ ПРОРОКИ":

35. КНИГА ПРОРОКА ОСИИ: Израиль, поклоняющийся идолам, подобен блудливой

женщине, которая изменяет своему мужу; Господь покарает за блуд.

36. КНИГА ПРОРОКА ИОИЛЯ: Апокалиптические пророчества о Судном Дне и грядущем

Царстве Божием.

37. КНИГА ПРОРОКА АМОСА" О наказании Божьем, грядущем прощении и возвращении

евреев из вавилонского плена.

38. КНИГА ПРОРОКА АВДИЯ: О грядущем возвышении еврейского народа

39. КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ: Иона, отказавшийся идти пророчествовать в Ниневию,

проглочен китом; сидя во чреве, он возносит молитву Господу, и кит извергает его

на сушу, после чего он идет в Ниневию и исполняет Божье веление.

40. КНИГА ПРОРОКА МИХЕЯ: О нисхождении Господа на землю и Страшном Суде.

41. КНИГА ПРОРОКА НАУМА: О величии Господа и грядущем падении Ассирии.

42. КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА: Пророчество о вавилонском пленении; обличение

беззакония и неблагочестия.

43. КНИГА ПРОРОКА СОФО-НИИ: О всеобщем наказании за идолопоклонничество - "дне

гнева"

ВЕШЬЯ

ISBN 5-1

Божия; об очищении мира и спасении праведников.

44. КНИГА ПРОРОКА АГГЕЯ: Призыв к восстановлению Храма и возрождению иудейских

традиций.

45 КНИГА ПРОРОКА ЗАХАРИИ: Пророчество о спасении евреев из плена и

восстановлении Храма; о грядущем Мессии и о всемирном значении Иерусалима

46 КНИГА ПРОРОКА МАЛАХИИ: Обличение нравов священнослужителей; пророчества о

страшной казни всех грешников и идолопоклонников.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ:

47. 1-я КНИГА МАККАВЕЙСКАЯ*: История разорения Иерусалима Ан-тиохом Епифаном,

восстания Иуды Маккавея, освобождения Иудеи и дальнейших событий до воцарения

Иоанна I Гиркана.

48. 2-я КНИГА МАККАВЕЙСКАЯ*: Более подробный рассказ о восстании Иуды Маккавея,

с изложением легенд о чудесах.

49. 3-я КНИГА МАККАВЕЙСКАЯ*: Окончание 2-й Книги Маккавейс-кой; царствование

Симона.

50. 3-я КНИГА ЕЗДРЫ*: Пророческие видения о близком' конце света и его

знамениях.

ВЕШЬЯ

В индусском тантризме - женщина, "у которой при виде предметов культа возникает

сексуальное желание". Вешьи живут при храмах и участвуют в сексуальных ритуалах,

посвященных Шакти и Шиве. Половой акт с вешьей считается сильным мистическим

средством, способным принести мужчине немедленное просветление.

ВИДЕВАТ

См. Вендидад.

видья

(Санскрит., "знание") Ш\

ский и буддийский термин рым именуют истинное знание! солютной Реальности,

достиг*! с помощью различных мистиче > упражнений: поклонения Возы (см.

Бхакгпи), медитации, визг

Танцовщица (йогиня) в "приглашают позе (ахуйябарада-мудра). С каменн:(

скульптуры XVIII в. Орисса, Индия

785 1

ВИКАРИИ

зации, выполнения асан, пранаямы и пратъяхары и т.д. В отличие от обычного

знания, видья не является совокупностью какой-либо информации; видья - это

особое состояние духа, преодолевшего все земные ограничения и освободившегося от

всех иллюзий. Символ ви-дьи - чистое зеркало, отражающее Реальность такой, как

она есть на самом деле.

ВИКАРИЙ

(Лат. "заместитель") Заместитель и помощник христианского священнослужителя;

"викарием Иисуса Христа" католики называют Папу. В православной церковной

иерархии звание викария имеют только помощники архиерея, возглавляющего епархию.

ВИРА или ВИРЬЯ (Санскрит., "мужественный")

В тантризме - психологический тип мужчины, соответствующий второй ступени

посвящения. Вира беззаветно устремлен к высшей цели тантрического пути. Только

он может совершать медитацию на трупе (см. Шава-садхана) с полной концентрацией;

он лишен двойственности, разорвал узы похоти, ненависти, невежества и

обусловленности. Как правило, вира обладает определенными паранормальными

способностями и является идеальным партнером для сексуальных ритуалов.

ВИРА-ДАКИ

(В Тибете - ПАВО-КХАДО) В мифологии ваджраяны: существа, одновременно

пребывающие в "мире формы" (мире людей) и в "мире бес-формности" (мире богов и

духов). Все вира-даки подразделяются на 2 типа: мирские, или кармические, и

запредельные, или божественные. Мирские делятся на тех, кто принял тантрический

путь, и тех, кто его не принял. Первые достигли либо "этапа подготовки", либо,

как минимум, "этапа накопления". Вторые же лишь развили в себе некоторые

паранормальные способности. Среди мирских вира-дак второго подтипа встречаются

"плотоядные дакини", "ведуньи", "ворожеи", "упырицы". "Запредельные" вира-даки -

это "вдохновляющие гении", достигшие "этапа видения" или перешедшие на следующие

этапы. Таких вира-дак можно избирать своими руководителями на духовном пути.

ВИСПЕРЕД

(Древнеперсидск. "Богослужение всех глав") Одна из книг Авесты, читаемая обычно

во время празднования гахамбаров и в Ноу-руз. Состоит из литургических мо-липт и

гимнов божествам, написанных на "авестийском" языке; до сравнительно недавнего

времени смысл ее текстов не был понятен даже зороастрийским жрецам.

ВИШНУ

Второй бог индусской "троицы". В традиционной иконографии Вишну изображают юным,

синекожим и многоруким; его атрибуты - раковина, диск, булава и лотос.

В вишнуизме Вишну почитается как первый и главный бог, частичными воплощениями

которого являются все остальные. Так, всякая новая эпоха начинается с того, что

Вишну пробуждается ото сна и задумывает создать новый мир. При этом из его пупка

вырастает лотос, а из лотоса рождается Брахма, который исполняет его замысел.

Вишну считается хранителем мира и защитником Земли. Когда

5 Зак 140

9 785 17 0l

ВИШНУИЗМ или ВАЙШНАВИЗМ

Земле угрожает опасность, Вишну является в мире, воплотившись в одно из земных

существ, и восстанавливает порядок. В Пуранах говорится о девяти различных

воплощениях Вишну; среди них наиболее знамениты Рама, Кришна и Будда Шакья-Муни.

Мудрецы предсказывают, что в конце времен Вишну явится в десятый раз - в облике

космического всадника Калки, который уничтожит все зло этого мира. Основное

качество всех ипостасей Вишну - Абсолютная Любовь, что сближает мистицизм

вишнуитов с традиционным христианским. Любовь Вишну содержит в себе все оттенки

земной любви - от благоговения до чувственного вожделения, - но она свободна от

похоти, собственничества и агрессии. При необходимости Вишну убивает миллионы

существ, вредящих Земле, - однако он не способен возненавидеть ни одно из этих

существ, и поэтому не причиняет им вреда. Ведь земное существование человека

столь же

Брахма, Ши Вишну -1 творческой, j трансцендеит и сохраня энергий. Эти| силы

связан! соответствй с рождением | смертью и >

НЬЮ И СОСТЭ1

ют эфирное л человека. Со менной скуль ры, Хойсаяз | дия, ок. XII в I

иллюзорно, как и прекращен этого существования; а тот, ктс! ществует вопреки

мировому^ рядку, отягощает свою карму ц ложняет свое дальнейшее бьп| отдаляя

момент полного осво дения от иллюзии.

ВИШНУИЗМ или ВАЙШНАВИЗМ

Общее название для разли культов индусского бога Ви Последователей подобных ку.

обычно именуют вишнуит; Вишнуиты почитают лично Бога-Вседержителя Вишну, и ного

также под именами Хари раяны, Васудевы и др.. За ми Индии вишнуизм распрост;

ется, главным образом, в кришнаизма.

В вишнуизме огромную рол" рает бхакти, или религиозное клонение Божеству.

Конечная верующих - освободиться из ц перерождений и слиться с Вт Для этого

нужно обладать Бол

ВИШНУИЗМ или ВАЙШНАВИЗМ

благодатью. Вишну является не только целью (упейя), но и средством (упайя).

Верующие обязаны следовать пути кармана (совершение добрых дел) и джняны

(духовное знание).

Исторически вишнуизм возник из культа Васудевы-Кришны, вероятно, вождя племени

ядава (ок. VII-VI вв. до н.э.). Постепенно культ Ва-судевы слился с культом

обожествленного мудреца Нараяны. В религиозной поэме "Бхагавадгита" (ок Пв.

н.э.) Васудева, Кришна и Нара-яна служат взаимозаменяемыми именами Господа

Вишну. Позднее возник культ пастушка Кришны.

Основная проблема вишнуитс-кой философии - взаимоотношения индивидуальной душой

с Богом. Особый интерес представляют такие школы: (1) вишистадвайта ("умеренный

монизм"), связанная с именем мудреца Рамануджи (Х1в.) и

южноиндиискои сектой шриваиш-нав; (2) двайта ("дуализм"), главный представитель

- Мадхва (ХШв.), учивший, что Бог и душа - это две различных субстанции; (3)

двайтад-вайта ("дуалистический монизм"), учение Нимбарки (ХИв.), согласно

которому мир душ и материи одновременно отличается и ничем не отличается от

Бога; (4) шуддхадвайта ("чистый монизм") Валлабхи, который отвергал доктрину

майи (иллюзий); (5) ачитья-бхедабхеда ("непостижимая двойственность и

недвойственность"), учение Чайтаньи (см. Кришнаизм), согласно которому отношения

между душами и Богом невозможно постичь с помощью разума.

Помимо перечисленных философских школ, в вишнуизме существует также множество

народных культов, основанных на учении Ра-мананды и его учеников, а также

Согласно вишну-итской космологии, создатель нашего мира Брахма рождается из

лотоса, что вырастает из пупа Вишну

ISBN 5-Г

ВИШШУДХА-ЧАКРА

поэтов-вишнуитов Тулси Даса (писал на хинди), Мира Бая (Гуджарат), Намдевы и

Тукарамы (оба -Маратха).

Большинство вишнуитов принимают как равные авторитетные ведические и вишнуитско-

агами-ческие писания. Из ведических писаний они особенно почитают вишнуитские

Упанишады, Пураны (прежде всего "Шримад-Бхагава-там"), "Махабхарату", "Рамаяну"

и "Харивамшу", главным священным текстом считая "Бхагавадги-ту", входящую в

состав "Махабха-раты". Випгнуитские Агамы (иногда не совсем верно называемые

вайшнава-тантрами) бывают двух типов: паньчаратра-агамы и вай-кханаса-агамы, из

которых первые не основывают свой авторитет на Ведах, а вторые являются прове-

дическими. Не следует путать вишнуитские Агамы с шиваитски-ми и шактистскими

Агамами, т.е. с Тантрами как таковыми. Хотя, безусловно, по своим идеям и

описываемым практикам эти Агамы гораздо ближе Тантрам, чем ведической

литературе. Не меньше Вед и Агам во всех вишнуитских школах весьма почитаются

еще и труды собственных учителей, не обязательно' написанные на санскрите.

Вишнуиты почитают Вишну в качестве Верховного Господа, считая его личностным и

идентичным Брахману. Безличный аспект Бога при этом считается низшим.

Большинство вишнуитов придерживается дуалистических воззрений на природу Бога,

души и мира.

Вишнуиты совершают поклонение открыто, в дневное время. Вишнуизм запрещает

употреблять в пищу мясо, привносит множество ограничений и табу в сексуальную

жизнь и вообще в область

грубой чувственности. В си от брахманистов-ортодоксов, i нуиты обычно допускают

обр ние в свою веру людей любого л исхождения.

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав


7163042075796699.html
7163057009581553.html
    PR.RU™