Цели, функции подразделений служб управления персоналом по разработке и внедрению нововведений в кадровой работе;

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования содержит четко определенные цели; органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей; информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функции управления; инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

Основными функциями государственных органов по регулированию инновационной деятельности выступают:

1. Координация инновационной деятельности. Государство определяет общие стратегические ориентиры инновационных процессов и содействует кооперации и взаимодействию различных структур в осуществлении инноваций.

2. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков.
3. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно формирование не только необходимого законодательства, обеспечивающего стабильность и своевременную корректировку норм в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и реально действующих механизмов его соблюдения. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов.

4. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к нововведениям.

5. Формирование инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем – одного из основных каналов распространения нововведений, оказывает инноваторам: юридические, консультационные и другие услуги. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать им помощь в поиске партнеров, в заключении сделок под государственные гарантии.

6. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь главное – создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора. Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций.

7. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений и нововведений, моральное поощрение инноваторов и обеспечивает их социальную защиту.



8. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер нововведений.

21.Типы и виды организационных структур по разработке и реализации проектов нововведений на предприятиях и организациях.

Организация кадровых нововведений - совокупность структурных подразделений, групп и лиц, постоянно или временно входящих в систему кадрового управления, а также способов и норм их взаимодействия при разработке и реализации кадровых нововведений.

В рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационными процессами:

1. Специализированные подразделения (советы, комитеты, рабочие группы) по разработке инновационной политики — коллективы (постоянные или временные) преимущественно в крупных организациях, задачей которых является определение ключевых направлений инновационного процесса и подготовка конкретных предложений для принятия управленческих решений по стратегическим направлениям инновационного процесса;

2. Отделения и центральные службы развития новшеств, которые координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления технического развития, контролируют процесс разработки и внедрения. Среди них можно выделить:

а) отдел менеджмента инноваций — подразделение, которое исходя из целей организации по инновационной деятельности и состояния ресурсов на основании технико-экономических ресурсов оптимизирует загрузку всех исполнителей по времени и подготавливает для утверждения высшим менеджментом проект плана (программы) работ по инновациям .

б) службы координации инноваций - самостоятельные подразделения, осуществляющие контроль и координацию инновационной деятельности в рамках организации в целом, согласование целей и направлении организационно-технического развития, разработок планов и программ инновационной деятельности, наблюдение за разработкой инноваций и их внедрением, рассмотрение программ создания инноваций.

3. Проектно-целевые группы, выполняющие научные исследования. Их создают в качестве самостоятельных подразделений и подчиняют высшему руководству предприятия. Как правило, такие группы действуют на временной основе, хотя бывают и постоянные группы. Как показывает зарубежный опыт, именно проектно-целевые группы являются основной формой организации инновационного процесса;

4. Рабочие группы по реализации инновационных проектов решают новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями. Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру.

5. Отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ- традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей.

6. Центры развития, задачей которых является завоевание позиций на рынке. Центры инновационного развития корпоративных структур представляются в качестве самостоятельных организаций, деятельность которых ориентирована на решение вопросов организации управления инновационными процессами, обеспечение эффективного перевода корпоративной структуры на инновационный путь развития на основе освоения новых технологий и внедрения нововведений.

7. Венчурные структуры выступают зачастую в качестве дочерних компаний крупных корпораций, либо как самостоятельные (21)предприятия. Они разрабатывают и внедряют научно-технические идеи, связанные с повышенным коммерческим риском, который в случае успеха компенсируется значительной прибылью.

8. Специальные инновационные фонды, создаваемые из прибыли для стимулирования внедрения инноваций. Часто такие фонды выступают в качестве венчурных фондов, средства из которых инвестируют в венчурные компании (свои или независимые), в которых заинтересовано предприятие.

9. Аналитические группы, включающие в свой состав управляющих, исследователей и сотрудников функциональных отделов. Они прогнозируют развитие технологии, анализируют тематику исследований, перспективные идеи и т.д.

10. Экспертные группы по оценке инновационных проектов оценивают научный и тех­нический уровень проекта, возможности его выполне­ния и эффективности. На основании экспертизы при­нимаются решения о целесообразности и объеме фи­нансирования.

Рассматривая вопрос о формах организации разработки и реализации проектов кадровых нововведений, следует выделить конкретные организационные формы, решающие проблему коммуникации в системе "разработка кадрового нововведения - внедрение кадрового нововведения" :

1) группа связи - предназначена для определения (оценки) возможности позитивных результатов разработки того или иного проекта кадрового нововведения в процессе и по мере завершения кадровых НИР;

2) передача персонала из кадровой службы в подразделение, разрабатывающее кадровое нововведение, в целях непосредственного знакомства с проектами будущих кадровых нововведений для их возможной корректировки и последующей успешной реализации;

3) проблемная группа - временная многофункциональная группа специалистов из разных подразделений, создаваемая для преодоления разрыва между разработкой и реализацией кадрового нововведения;

4) кружок качества - небольшая группа рабочих или/и специалистов (около 10 человек), работающих совместно на одном производственном участке или выполняющих одно задание. Кружок образуется на добровольных началах и 2-4 раза в месяц обсуждает пути улучшения организации, повышения производительности и качества труда;


7161791408633737.html
7161845541888634.html
    PR.RU™